логотип

МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Адрес: 659020 ул. Школьная 2 с.Черемное Павловского района Алтайского края

Главная
О школе
Традиции
Учебный процесс
Воспитательный процесс
Методический сервис
КПМО
Родителям
Учащимся
Выпускники
Фотоальбом
Медиацентр
Гостевая книга
Партнеры

Сетевой город

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Перед поступлением ребёнка в 1-й класс мы проводим диагностику его школьной зрелости. Цель – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребёнка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одарённых детей.

Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:
- физическую готовность к школе, уровень физического развития ребёнка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения;
- психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;
- социальную готовность к школе – развитие ребёнка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений);
- дидактическую готовность к школе – готовность ребёнка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.).
На основе сравнений результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребёнка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребёнка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей.

  • Во-первых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребёнок в эти нормы вписывается – всё в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить её будет очень сложно.

  • Во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребёнка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьёзных затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.

  • В-третьих, диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребёнка в дошкольном учреждении, а также будут использованы учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребёнка в начале учебного года, а затем - в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения ( и произошли ли они вообще).

  • И, наконец, в-четвёртых, детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они, таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребёнка нормальные условия во время проведения диагностики. Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребёнка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна учителям: чтобы учить, надо знать ребёнка во всех его проявлениях.

  • КАК ОТНОСИТЬСЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ?

    (Советы родителям)

    Самое главное – это, независимо от полученных результатов, относиться к ним спокойно. Никакие психологические тесты и учебные задания не дают однозначной, категорической оценки, особенно в плане интеллектуального развития. А если возникли какие-либо вопросы и сомнения, лучше всего обратиться к специалистам. Обращайте прежде всего внимание на низкие и высокие оценки диагностики. Если оценки низкие, не расстраивайтесь, займитесь развивающими играми и тренировочными упражнениями. Через определённое время, скажем, один – два месяца, попробуйте повторить диагностику. Если результаты не улучшились, следует обратиться к психологу, особенно, что периодически это полезно делать в любом случае. Если же ребёнок показал высокие результаты, можете быть довольны. Однако вместе с приятным известием вы имеете и повод для беспокойства. Скорее всего ваш ребёнок интеллектуально одарённый, и беспокоиться нужно о том, как эту одарённость не загубить. Для него нужна специальная программа обучения и развития. И здесь помогут консультации педагога и психолога. Средние результаты обещают больше спокойствия. Но это лишь в том случае, если вы не захотите, чтобы ваш ребёнок стал ещё более интеллектуально мыслящим.
    Нижеследующие тесты, упражнения, творческие задания не претендуют на систему диагностики. Мы делаем лишь попытку обратить внимание родителей на своего ребёнка.
    Выделим несколько основных аспектов готовности ребёнка к школе:
    здоровье детей, идущих в школу. Накануне, лучше весной, важно обследовать психологическое и физическое состояние ребёнка. Консультации психолога и педиатра помогут укрепить здоровье с учётом выявленных недостатков. Важно выяснить, знакома ли ребёнку программа «Забочусь о себе сам» и владеет ли он элементами самозащиты;
    уровень воспитанности и нравственных качеств. Трудолюбие. Отношение к окружающим;
    выражение себя и своего отношения к окружающему миру в изобразительной деятельности ( рисунок ребёнка «Моя семья» );
    знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику: элементарные вычислительные навыки, ориентировка в фонетической речи, готовность руки ребёнка к письму;
    навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребёнка к школе.
    Необходимо подумать о том, овладел ли ребёнок системой межличностных отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система либо создаёт для ребёнка атмосферу эмоционального благополучия и таким образом стимулирует его учебную деятельность, либо, наоборот, складывается неблагополучно. Очень важно своевременно формировать навыки учебной деятельности, не пугать школой, но и не показывать её в развлекательном ракурсе. Ребёнок ещё до поступления в школу должен усвоить:

    Школа – это нужно!
    Школа – это трудно!
    Школа – это интересно!


    УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ВОСПИТАННОСТИ

    1. Воспитание добрых чувств, чуткости, умения прийти на помощь.
    При воспитании добрых чувств важна специальная ориентация на других людей, в том числе обездоленных. В каждом случае периодически важны комментарии родителей о жизни людей, имеющих трудности (старики, инвалиды, сироты и т. д.). Задумайтесь над вопросом как наши дети относятся к нам? В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать и по отношению к матери. Предлагаем в этой связи провести мини-эксперимент: куда сядет ваш ребёнок?
    2. Если ваш ребёнок безоговорочно выбирает стул рядом с мамой, папе следует задуматься о своём отношении с ребёнком. Если ребёнок захотел сесть между родителями и для этого предложил пересесть кому-либо из вас, радуйтесь: он относится к вам примерно одинаково. Но если ребёнок захотел сесть отдельно куда-то в угол – малышу в семье одиноко, тоскливо. Уделите ему значительно больше внимания и любви.
    3. Уровень трудолюбия.
  • Какие постоянные трудовые обязанности имеет ваш шестилетний ребёнок?

  • Охотно ли откликается на поручения? Часто ли проявляет инициативу в выполнении трудовых дел?

  • Выполняет ли дело до конца, или бросает его, встретившись с трудностями, или переключается на лёгкие, интересные дела?

  • Качество труда: степень аккуратности, отсутствие суетливости и лишних движений.

  • Мотивация труда ребёнка: делает, чтобы помочь, или работает, чтобы получить похвалу.
  • Используются технологии uCoz