|
|
ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ Перед поступлением ребёнка в 1-й класс мы проводим диагностику его школьной зрелости. Цель – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребёнка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одарённых детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:- физическую готовность к школе, уровень физического развития ребёнка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения; - психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости; - социальную готовность к школе – развитие ребёнка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений); - дидактическую готовность к школе – готовность ребёнка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.). На основе сравнений результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребёнка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребёнка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей. КАК ОТНОСИТЬСЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ? (Советы родителям) Самое главное – это, независимо от полученных результатов, относиться к ним спокойно. Никакие психологические тесты и учебные задания не дают однозначной, категорической оценки, особенно в плане интеллектуального развития. А если возникли какие-либо вопросы и сомнения, лучше всего обратиться к специалистам. Обращайте прежде всего внимание на низкие и высокие оценки диагностики. Если оценки низкие, не расстраивайтесь, займитесь развивающими играми и тренировочными упражнениями. Через определённое время, скажем, один – два месяца, попробуйте повторить диагностику. Если результаты не улучшились, следует обратиться к психологу, особенно, что периодически это полезно делать в любом случае. Если же ребёнок показал высокие результаты, можете быть довольны. Однако вместе с приятным известием вы имеете и повод для беспокойства. Скорее всего ваш ребёнок интеллектуально одарённый, и беспокоиться нужно о том, как эту одарённость не загубить. Для него нужна специальная программа обучения и развития. И здесь помогут консультации педагога и психолога. Средние результаты обещают больше спокойствия. Но это лишь в том случае, если вы не захотите, чтобы ваш ребёнок стал ещё более интеллектуально мыслящим. Школа – это нужно! Школа – это трудно! Школа – это интересно! УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ВОСПИТАННОСТИ 1. Воспитание добрых чувств, чуткости, умения прийти на помощь.При воспитании добрых чувств важна специальная ориентация на других людей, в том числе обездоленных. В каждом случае периодически важны комментарии родителей о жизни людей, имеющих трудности (старики, инвалиды, сироты и т. д.). Задумайтесь над вопросом как наши дети относятся к нам? В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать и по отношению к матери. Предлагаем в этой связи провести мини-эксперимент: куда сядет ваш ребёнок? 2. Если ваш ребёнок безоговорочно выбирает стул рядом с мамой, папе следует задуматься о своём отношении с ребёнком. Если ребёнок захотел сесть между родителями и для этого предложил пересесть кому-либо из вас, радуйтесь: он относится к вам примерно одинаково. Но если ребёнок захотел сесть отдельно куда-то в угол – малышу в семье одиноко, тоскливо. Уделите ему значительно больше внимания и любви. 3. Уровень трудолюбия. |